ТЕЛЕФОН:
Связаться с нами
Новости
21.05.2018

В Октябрьском прошли соревнования санитарных постов объектов экономики городского округа.

25 мая, в День последнего звонка, в магазинах Октябрьского запрещается продавать алкоголь.

Белое платье, украшение стола, букет невесты, банкет – идеальная свадьба в Уфе удовольствие недешевое. Как…

Тариф ОСАГО может вырасти на 20 % в некоторых регионах России. Об этом ТАСС сообщил…

Бездомные животные: общественность и власти пришли к компромиссу.

Опрос
Будете принимать участие в предстоящих субботниках?

Проявление интеграции в школьном правовом образовании

Сегодня российское образование претерпевает существенные изменения, направленные на развитие личности учащегося. Современное образование должно не только удовлетворять познавательные потребности ученика, но и готовить его применять полученные знания в жизни. Обществу требуются творческие, самостоятельные, целеустремленные, грамотные личности, обладающие собственным видением реальности, активной гражданской позицией и высоким уровнем культуры. Это подразумевает изменения в подходах к обучению, прогрессивное развитие существующих концепций и технологий преподавания.
Одним из наиболее важных нововведений в образовании сегодня является межпредметная интеграция. «Интеграция научного познания – это прежде всего движение взаимного обмена научными закономерностями и взаимосвязанного развития тех или иных научных дисциплин… Под структурой интеграции выступает сложная иерархия взаимопроникновения различных элементов и уровней, видов и типов, направлений и общих закономерностей» [2;34].
Под интеграцией понимается процесс становления целостности, связанный с обменом идеями, понятиями, методами, переплетением элементов различных областей знаний. Этот процесс ведет к уплотнению и концентрированию знаний, увеличению их познавательных способностей. Именно в интеграционном процессе лучше всего реализуются общие методы и приемы обучения. На стыке дисциплин рождаются наиболее смелые идеи, развивая и преобразуя научное знание. Межпредметная интеграция может проводиться в таких направлениях, как перенос идей из одной области в другую, формирование междисциплинарных научных проблем и векторов исследований, эффективное использование понятийного аппарата, методов и приемов одних областей педагогической науки с другими. Также может быть сделана попытка создать новые педагогические дисциплины «пограничного» типа на стыках известных ранее областей знаний, сблизить научные дисциплины разных типов (фундаментальных и прикладных, эмпирических и теоретических), с разными предметными областями (гуманитарные и технические), выработать общенаучные формы и средства познания [2;35].
Однако ошибочно думать, что это совершенно новое явление. Идея осуществления интеграции в процессе обучения возникла в то время, когда вся сумма знаний, собранная и систематизированная философией, перестала укладываться в рамки одной науки. Так философия стала прародительницей различных областей знаний. В дальнейшем дифференциация наук стала углубляться, что повлекло за собой изменения и в образовательном процессе – раздельное преподавание учебных дисциплин. Существует мнение, что к настоящему времени в результате усугубления дробления учебных предметов естественная связь между ними и реальной действительностью очень сильно нарушена [5;14]. Я. А. Коменский, работая над выделением принципов обучения и воспитания, призывал давать учащимся целостную картину окружающего мира. Он считал, что все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи [3;135]. И. Ф. Гербарт утверждал, что область «умственной сферы» проявляется в способности воспроизвести ранее усвоенные знания в связи с теми, которые усваиваются в данный момент. А. Дистервег призывал устанавливать межпредметные связи как между родственными предметами, так и между предметами различных циклов [1;123]. На протяжении всего развития научной педагогической мысли обосновывалась объективная необходимость отражать реальные взаимосвязи реального мира в учебном процессе, подчеркивалась мировоззренческая функция межпредметной интеграции, их роль в общем умственном развитии учащихся, производились попытки скоординировать методики преподавания различных учебных предметов.
Проблема межпредметной интеграции нашла отражение в научных трудах таких исследователей, как В. В. Гузеев, С. М. Арефьева, В. М. Панфилова, С. Ю. Страшнюк. Интеграционные процессы в обучении подразумевают сочетание разных форм, методов, средств и приемов обучения. Прежде всего, это создание интегрированных курсов, интеграции предметов и их составляющих. Несмотря на то, что учеными предлагаются различные пути реализации межпредметной интеграции, все они сходятся во мнении, что она оказывает благотворное влияние на процесс обучения и воспитания. Выделяются следующие положительные черты интеграции в образовании: исключение неоднократного повторения учебного материала, возможность опираться на уже полученные знания при изучении нового материала, формирование в сознании учащихся целостной картины мира, основ научных знаний и умений и повышение заинтересованности учеников в обучении [6;105]. Несомненно, что интегративный подход, наряду с непрерывностью и преемственным характером, должен применяться и к обучению права.
Е. М. Кропанева предлагает, в зависимости от особенностей программы, использовать следующую структуру курса права с 1 по 11 класс: систематический курс, модульный курс наряду с интегрированным курсом обществознания, часть интегрированного курса обществознания. Данный курс нацелен на комплексное изучение основополагающих понятий политологии, культурологии, философии, экономики, этики и права [4;152]. Интегрированные уроки права являются для учащихся источником достоверных знаний об окружающим мире, о правилах жизни в нем, о существовании мира материальной и духовной культуры. Большую роль играет развитие образного мышления и творческой активности. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения многих научных дисциплин, а также из областей культуры, искусства, обращаясь к явлениям окружающего мира.
Выделяются следующие характерные черты структуры интегрированного урока права: четкость, компактность, сжатость, логическая взаимообусловленность учебного материала на каждом этапе урока, большая информативная емкость материала. Очень большую роль интегрированные уроки права играют в старших классах. Такие уроки ведут два и более учителей. Через учебную информацию, получаемую на них в процессе обучения, учащиеся знакомятся с взаимосвязанностью различных наук. С точки зрения исследователя, целесообразно проводить систематизацию интегрированных наук. И начинать необходимо, прежде всего, с согласования программ учебных предметов, обсуждения и формулирования общих понятий, согласования времени их изучения и взаимных консультаций учителей-предметников. Учитель должен проявить творчество, выбирая и продумывая форму проведения интегрированного урока, однако необходимо соблюдать и учитывать следующие закономерности такого урока: весь урок должен подчиняться авторскому замыслу, который проходит красной нитью на протяжении всего урока. Каждый этап урока представляет собой часть одного целого и логически связан с остальными частями, не противореча замыслу учителя. Подобранный учебный материал должен полностью подчиняться и соответствовать главной мысли урока. Соблюдение перечисленных закономерностей «позволит рассматривать интегрированный урок как научно-деловое построение, в котором с точки зрения содержания важны: комплекс знаний и умений и свободное оперирование ими; соотношение изученного и изучаемого; соединение отдельных зачетов в одно общее; предупреждение недочетов» [4;154].
Е. В. Трапезникова в своем исследовании утверждает, что помимо полной картины мира учащиеся посредством межпредметной интеграции получают возможность развивать свою интеллектуальную культуру. Наличие среди результатов обучения метапредметных результатов, включающих универсальные учебные действия, говорит о том, что очень важную роль в процессе обучения сегодня играет овладение ключевыми компетенциями и межпредметными понятиями. Достижение же метапредметных результатов возможно только при переходе на компетентностный подход, который подразумевает усвоение учеником не только знаний, но и формирование у него умения эти знания применить в жизни, то есть различных компетенций. Это, в свою очередь, способствует усилению роли практической работы на уроке, что поможет закрепить теоретические познания. Важнейшим фактором решения перечисленных выше задач является межпредметная интеграция. Интеграционные процессы в образовании дают возможность синтезировать фундаментальные, теоретические знания и умение их применять для решения конкретных жизненных задач. Это значит, что межпредметная интеграция способствует развитию самостоятельного ученика, способного к творческому преобразованию окружающей действительности.
В то же время интеграция учебных предметов, ее планирование и реализация – это одна из сложнейших проблем и задач современной методологической науки [7;104].
Литература
1. Андреева, И. Н. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: учебное пособие для студентов вузов / И. Н. Андреева, Т. С. Буторина / под ред. З. И. Васильевой. — М.: Академия, 2005. – 432 с.
2. Иванов, В. Г. Теория интеграции образования: научное издание. — Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2005. — 172 с.
3. Коменский, Я. А. Избранные сочинения / Я. А. Коменский. — М.: Учпедиздат, 1955 г. — 287 с.
4. Кропанева, Е. М. Теория и методика обучения праву: учебное пособие. – Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2010. — 166 с.
5. Омельченко, С. В. Понятие интеграции в педагогическом процессе. — Вестник ЮУрГУ, 2006. — № 16. — с. 14—17.
6. Панфилова, В. М. Политехнические основы проектирования интегративного содержания специальных дисциплин: дисс. к. п. н. / В. М. Панфилова. – Казань: КПИ, 1993. – 201 с.
7. Трапезникова, Е. В. Междисциплинарная интеграция как важнейший фактор формирования интеллектуальной культуры учащихся в рамках перехода на ФГОС. — Научно-теоретический журнал, 2011. – № 3 (8). – с. 99–104.
@ Г. А. КОВАЛЕВА, магистрант, 
Н. Л. ФИЛИППОВ, кандидат педагогических наук, доцент БГПУ им. М. Акмуллы, г. Уфа 2017 г.

 


Белое платье, украшение стола, букет невесты, банкет – идеальная свадьба в Уфе удовольствие недешевое. Как…

31 мая, в 12.00, во Дворце бракосочетания состоится праздничное мероприятие «Парад-двойняшек-2018», приуроченное ко Дню защиты…

В Октябрьском началась республиканская профилактическая акция «Дни народного здоровья в Республике Башкортостан – 2018».

29 мая, в 15.00, в редакции «Октябрьского нефтяника» состоится розыгрыш призов «Счастливое авто». В нем…

Адрес:

452614 Республика Башкортостан,
г. Октябрьский,
ул. Чапаева, 18

Телефон: